ФРОНТОВОЙ ТРАМВАЙ

Два этих дорогих ему слова вынес на обложку своей книги Михаил Хрисанфович Сорока. Перед Великой Отечественной войной, в дни обороны Ленинграда и после Победы он был начальником трамвайно-троллейбусного управления. За книгу он решил взяться, когда лет ему уже было много, а здоровье, мягко говоря, подвело— обе ноги отказывались служить, и передвигаться приходилось этому мужественному человеку на костылях. И то с большим трудом. «Помогите Сороке подготовить рукопись», — предложили мне в Лениздате. Я согласился. И нисколько не пожалел об этом! Рассказы Михаила Хрисанфовича были настолько интересными, что каждую встречу в его холостяцкой квартире я ждал с величайшим нетерпением. 16 сентября 1941 года …А начал Сорока с того, что с ноткой обиды заявил: — Надеюсь, вы не станете меня спрашивать, как это мы умудрились отправлять трамваи с пассажирами в Стрельну, когда там уже были немцы?! Сорока незадолго до этого посмотрел фильм «Блокада», авторы которого, желая показать, насколько неожиданным для обороняющих Ленинград был прорыв гитлеровцев, включили эпизод, когда, ни сном, ни духом не ведая об опасности, пассажиры выходят из трамвая в Стрельне и прямиком попадают в руки гитлеровских танкистов. — 16 сентября, — вспоминал Михаил Хрисанфович, — обстановка была настолько угрожающей, что «Ленинградская правда» обратилась с передовой статьей к читателям — «Враг у ворот». Сказано это было не ради красного словца. Но я хотел точно знать, где наша передовая. Сел в «ЗИС» и поехал в сторону Петергофа. Первый контрольный военный пост остановил нашу машину у развилки дорог. Надолбы, проволока, шлагбаум… Потребовали предъявить документы. — Вы куда направляетесь? Дальше ехать опасно. Возвращайтесь. Пришлось объяснить командирам, зачем мне нужно точно знать ситуацию. На Стрельну шла линия 11-го маршрута. Но мы не встретили ни единого вагона. Да они бы и не могли двигаться. Трамвайные провода были оборваны, некоторые столбы повалены. И впереди нас слышны были выстрелы. Встретившиеся нам красноармейцы только что заминировали мост и в тот момент, когда мы к ним подъехали, вытащили из горящей легковушки раненого летчика. Взяли мы его к себе на заднее сиденье и повезли в госпиталь на Фонтанке. Немцы стреляли в нас из минометов и пулеметов, но мой опытнейший водитель так искусно маневрировал, что до госпиталя мы добрались целехонькими, только машина пострадала. Вот правда о том, что было 16 сентября. А свои маршруты мы непременно согласовывали со штабом обороны. И дальше проспекта Стачек трамваи не ходили. Продвинуться ближе к городу гитлеровцам не удалось. Универсальный транспорт В блокадном Ленинграде трамвай был поистине универсальным видом транспорта. Он не только перевозил пассажиров. Еще в «Зимнюю войну», когда бои с финнами шли на Карельском перешейке, вагоны городской колеи приспособили для раненных, которых доставляли в госпитали. Были составы с воинскими грузами и те, что подавали специально для переброски подкреплений на передовую. Лишь с июля по декабрь 41-го года 2 000 трамвайных вагонов перевезли четверть миллиона бойцов и командиров. И еще 4000 вагонов за три месяца понадобились для 700 000 ленинградцев, занятых на оборонительных рубежах. Трамвай стал жизненно необходим во многих ситуациях. Для тушения зажигательных бомб нужен был песок. И к двум карьерам за околицей города подвели трамвайные линии и вывезли оттуда 67 500 кубометров песка. Новые линии проложили для доставки дров и к предприятиям, работавшим на оборону, но расположенным вдали от городской стальной магистрали. …Директор Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели не знал, как быстрее и без помех вывезти из зоны обстрела экспонаты музея. Секретарь горкома партии Алексей Александрович Кузнецов попросил Сороку помочь академику. Нашли непростое решение: пассажирское движение с Дворцового моста сняли и пустили в обход через мост Лейтенанта Шмидта. Экспонаты доставляли сначала на склад на Лиговском проспекте, а затем — на железную дорогу. И спасением своих сокровищ Эрмитаж во многом обязан питерским трамвайщикам! Фашисты не жалели бомб, мин и снарядов, чтобы заставить их прервать движение. Падали опоры электрических линий, рвались провода, воронками были испещрены пути, осколками продырявлены вагоны, но трамвай продолжал действовать. Валенки, валенки, но отнюдь не старенькие… Зима в том памятном 41-м была на редкость суровой, с жестокими морозами. Чтобы не мерзли ноги вагоновожатых, М.Х. Сорока и его помощники наладили производство валенок. Нашли мастеров, раздобыли шерсть и стали валять теплую обувку. — Узнал об этом Кузнецов, первый секретарь горкома партии,— рассказывал Михаил Хрисанфович.— вызвал меня и попросил помочь и фронту: «Надо организовать работу в две, а лучше в три смены, чтобы обеспечить наших бойцов валенками». В тот же день мы отправили на передовую 10 тысяч пар и каждые сутки стали производить по 300-350 пар. Однажды пришлось выполнить и совершенно необычный заказ на вяленую обувь. В одном из батальонов был замечательный снайпер. Счет у него был солидный — уничтожил за три месяца около 30 гитлеровцев. Но снабдить его теплой обувью никак не удавалось. Размер у Николая Проценко был богатырский — 47-й! Ни в одном интендантстве, ни в каком магазине найти ничего нельзя было. Поехал я к нашим «сапожникам», дал им заказ, а они смеются:»Ошибочка! Не бывает таких размеров». Посмотрели бы вы на этого парня, говорю им, он и окоп для себя углубляет на метр ниже, чем все остальные. Получил через два дня знаменитый снайпер новенькие, по ноге валенки и к ним в придачу отличную теплую куртку, которую по моей просьбе специально для него пошили на фабрике «Рот-фронт». Вынужденные каникулы …И все же 8 декабря 1941 года люди на трамвайных остановках понапрасну ждали вагонов своих маршрутов. Не бомбежки и обстрелы заставили замереть на путях трамваи. В городе, осажденном фашистами, на счету был каждый киловатт-час электроэнергии. И больше всего в электричестве нуждались на предприятиях, работавших на оборону; в госпиталях, на хлебозаводах. Это было неожиданностью не только для жителей города, но и для вагоновожатых. Многие посчитали, что это ток выключили временно, и вот-вот снова можно будет трогаться в путь. Как бойцы на передовой при самых ожесточенных атаках противника не покидали свои посты, так и вагоновожатые оставались в своих кабинках до тех пор, пока их чуть ли не силой не заставили уйти со своей передовой. А о том, что переживали в те дни горожане, есть ранящие строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше,— трамвайным временем, автобусным,— а шагами. Иногда количеством шагов». Далекий звон колоколов Победы Всего меньше трех месяцев не действовал фронтовой трамвай. И время это не было потрачено зря. «Подлечили» вагоны и отремонтировали пути, постарались поправить здоровье людей, которых надо было вернуть в строй. Открыли свой стационар в гостинице «Октябрьской», где можно было съесть горячий супчик, правда, лишь с двумя-тремя золотистыми блестками жира, выпить лекарство и настой из сосновых иголок против цинги, лечь в теплую постель. Тысячи людей побывали в этой здравнице, которая, не побоюсь слова, их исцелила, вернула силы и бодрость. После страшной зимы Ленинграду угрожала смертельная опасность: город был захламлен так, что можно было ждать эпидемии. В штабе обороны 26 февраля 1942 года решено было сделать все возможное, чтобы очистить улицы и дворы от скверны. Автомашин почти не осталось. Все надежды связывали с возобновлением трамвайного движения. И с электричеством в то время положение улучшилось. Об этом, напутствуя трамвайщиков, сказал им А.А. Жданов. Два радостных события произошли 5 марта 1942 года. Запомните эту дату, друзья! По радио впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую ленинградцы вправе назвать гимном в честь своего героического города и его мужественных защитников. А ближе к ночи удалось сдвинуть с места трамвай, что замер в декабре неподалеку от Техноложки. Столько намерзло льда на путях и на его колесах, что потребовались немалые усилия многих людей, прежде чем вагоны отправились в путь. Той же ночью начали исправно выполнять свои фронтовые обязанности и трамваи других маршрутов: перевозили военные грузы, сырье, топливо и материалы для предприятий, их готовую продукцию, возить раненных и, конечно же, увозить подальше от жилых кварталов тысячи тонн мусора, льда, нечистот, грязного снега 15 апреля возобновилось и пассажирское движение. Но об этом лучше всего дать слово очевидцам. Санитарка эвакоспиталя № 68 Вера Ивановна Павлова: «Ни воды у нас не было, ни света. И вдруг в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, ура! Победа!». Это было 15 апреля 1942 года. И полезли, кто как мог, к окнам. Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошел трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы видели, сколько было радости!». Писатель Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 42-го? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденящие и наши сердца, а в тот солнечный день 15 апреля ты, как и все мы, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы!». Прав был Михаил Хрисанфович Сорока, сказав: — Кого не тронут, не взволнуют, кому не разбередят душу эти строчки?! Пройдут годы, десятилетия, но 15 апреля 1942-го — день пуска трамвая в осажденном фашистами Ленинграде будет нашим потомкам вечным напоминанием о мужестве и стойкости их дедов и прадедов. КАРЛ РЕНДЕЛЬ Редакция газеты и администратор сайта не всегда разделяют мнение автора

 
По теме
ФКУ Упрдор «Северо-Запад» - 47 новостей ФКУ Упрдор «Северо-Запад» На автомобильной дороге федерального значения А-118 КАД на участке между транспортной развязкой на пересечении с Таллинским шоссе (А-180 "Нарва") и транспортной развязкой на пересечении с авт
47 новостей
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда