Марина Тарасова: спасибо за понимание тем, кто понимает

Ансамбль «Задоринки» с руководителем Ириной Алексенко, кукольный театр «Сердечко» с режиссёром Ниной Фомичевой, ансамбль «Хмель» с руководителем Любовью Муратовой, театр «КриМ» с режиссёром Юлией Илюхиной, клуб лоскутного шитья «Штучка» с руководителем Валентиной Ереминой...— тысячи сосновоборцев знают эти коллективы и имена их руководителей. Дети и взрослые с удовольствием ходят на занятия, достигают больших успехов, ездят на конкурсы и фестивали (в том числе — международные), срывая овации и привозя в Сосновый Бор высокие награды... Сколько концертов, праздников, мероприятий, возможностей для творчества! Эти и многие другие коллективы прочно ассоциируются у сосновоборцев с клубом ЛАЭС, который (после передачи городу) с 2006 года называется Центром развития личности «Гармония». Между тем вот уже 26 лет этим учреждением культуры руководит один и тот же человек — театровед по образованию Марина Тарасова. Сегодня Марина Рафаиловна — гость нашей газеты. На фото в книге — руководитель диплома Марины Тарасовой Вера Викторовна в окружении «ленинградской группы»

— Марина Рафаиловна, театровед — такая редкая специальность...
— Наш институт назывался Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии имени Николая Черкасова. Кроме него, театроведческие факультеты были тогда только в Тбилиси, Киеве и Москве. Так что театроведов выпускалось не так много. Но работы для них было еще меньше.

 

Марина Тарасова  — слева в центральном ряду

— Вы родились, насколько знаю, в железнодорожном поселке Архангельской области, далеком от всех театров. И жили там до окончания 8-го класса. Откуда такое увлечение?
— В детстве у меня было мало игрушек. Но если случалась у родителей возможность купить нам с сестрой какую-то игрушку, то я почему-то выбирала перчаточных кукол, с которыми можно было показывать театр. А еще обожала радиопередачу «Театр у микрофона».
Жизнь сложилась так, что надо было помогать дедушке с бабушкой — родителям мамы, которые к тому времени жили в деревне Устье. И меня отправили в Сосновый Бор. Мама сказала: «Надо выезжать из провинции. Поедешь, а потом будешь в Ленинграде поступать учиться».
Так я попала в сосновоборскую школу № 2 и благодарна за это судьбе, потому что у нас был совершенно замечательный класс. Мы очень дружили, с одноклассниками вместе ходили после уроков в Устье — и бабушке помогали, и уроки часто вместе делали. У нас даже сложились семейные пары одноклассников, в том числе и мы с мужем.
А еще в те времена произошла встреча с уникальной женщиной — Музой Юзефовной Шулецкой, которая и определила мой профессиональный путь.

— В «Маяке» несколько лет назад вышла Ваша статья под названием «Свет далекой звезды». Это о ней?
— Да. У Музы Юзефовны было несколько образований, в том числе — театральное и музыкальное. Она за мужем по стройкам ездила по всей стране. В  Сосновом Бору работала в 1-й школе, вела черчение (имея еще и строительное образование) и театральный коллектив, очень известный в городе.
Вокруг нее собиралась молодежь, и она объясняла нам, что такое театр, театральное искусство, учила не просто читать, а думать. Занималась с нами речью. Работала даже не как театральный педагог, а как педагог по жизни.
И когда я не поступила сразу после школы на режиссера в институт культуры, она мне сказала: «Замечательно! В училище культуры тоже есть театральная режиссура». И  я поступила в питерский «Кулек» — Ленинградское областное культурно-просветительское училище  — на курс, где в тот период работало немало педагогов театрального института — сценречь, например, вела однокурсница Сергея Юрского, а технику сцены  — один из знаменитых братьев Фильштиских.
В институт поступила позднее, уже поработав в Андерсенграде, в так называемую «ленинградскую группу», где занятия велись и в дневное, и в вечернее время.

— Студенческие годы незабываемы...
— Руководитель моей дипломной работы Вера Викторовна Иванова  — потрясающий человек. Она многие годы работала завлитом в Александринке, когда театром руководил Вивьен. У нас были удивительные преподаватели, настоящие мэтры. В. П. Якобсон, Ю. М. Барбой, Л. И. Гительман, П. В. Романов, Н. А. Рабинянц — люди театральные преклоняются перед этими именами. Лекции Ю. Н. Чирвы по русской литературе часто проходили в прогулках по городу — и за нами ходили толпы желающих послушать, просто люди с улицы. То же было и в Эрмитаже, на лекциях Громова.
Такие люди нас учили в институте, что мы сами себе завидуем.

— Марина Рафаиловна, вы были в числе первых трех работников нашего любимого Андерсенграда. Как все начиналось?
— 1 февраля 1980 года я поступила в распоряжение Маргариты Николаевны Долгановой — директора тогда еще строящегося Андерсенграда. О ней я могу сказать только добрые слова.
В лесу поставили первые аттракционы и огородили их штакетником, который каждую ночь кто-то выламывал. И каждое наше утро начиналось с того, что мы прибивали выломанные дощечки. Потом шли в Андерсенград на планерку со строителями.
Сдача городка была назначена на 1 июня. Праздник в день открытия назывался «Место встречи — Андерсенград». На долгие годы он стал праздником кукольных театров Ленинградской области.
В Андерсенграде со временем собралась очень хорошая команда. К первым трем ставкам добавлялись другие, например — ставка художника. Так я познакомилась с Валентиной Ереминой, которую потом «увела» за собой в клуб ЛАЭС.

 

Руководство «Гармонии»: Марина Тарасова (слева) и её заместители Надежда Выборнова и Ольга Соловьёва

— Деятельность клуба ЛАЭС — это целая эпоха для многих работников Ленинградской атомной. А Центр развития личности «Гармония» — это уже своя отдельная сфера культурной жизни города. Насколько ощутима разница?
Так получилось, что в год окончания института я получила приглашение работать на ЛАЭС. Тогда клуб базировался в доме Петрова, где занимались театр и вокально-инструментальный ансамбль. Хореографы, в том числе Ирина Алексенко, занимались в «красном уголке» на Фортах, 13, Лариса и Юрий Хромченко, а впоследствии Лидия Логинова, руководитель Танцевального клуба «Созвездие», занимались на Космонавтов, 26. Потом клуб частично переместился в цоколь на Героев, 63.Там уже была вахта, появились кабинеты директора и худрука, зальчик для спектаклей Юлии Илюхиной (театр «КриМ»), появился детский театр Любы Серебряковой, музыкальная студия Ларисы Панадмитриевой и знаменитые курсы кройки и шитья Татьяны Матвеевой, в чьих нарядах тогда щеголяла добрая половина женщин города. Постепенно мы стали «обрастать» людьми и коллективами. Самыми успешными из новых, как теперь принято говорить, проектов стали фольклорный ансамбль «Хмель» под руководством Любы Муратовой и уникальный, единственный в Ленинградской области, а может, и в России, любительский театр кукол-марионеток «Сердечко» под руководством Нины Фомичевой.


На ЛАЭС в те времена не стояла задача организации досуга. Станция приглашала на праздники хороших артистов, но часто зрители хотели видеть именно свои, станционные творческие коллективы. Вот чем мы успешно занимались, так это коллективами. Мы ими гордились, пестовали, мы их несли как флаг впереди себя.

— Наверное, нелегко было, когда в 2006 году клуб ЛАЭС передали от атомной станции городу, и началось время «Гармонии»?
— Нелегко. К примеру, когда нас переводили, посреди зимы начали ремонт крыши, сняли полы в хореографическом зале. «Задоринкам» пришлось заниматься по разным школам. А тут еще множество коммунальных и экономических проблем... Впрочем, есть и много положительного в том, что мы влились в ряды городской культуры.

— Коллективы «Гармонии» знамениты. Они известны не только у нас, но и за границей.
— В свое время «Хмель» на фестивале азиатских стран в 2000 году в Таиланде был единственным коллективом, представлявшим Россию. «Сердечко» дважды представительствовало в Корее, несколько лет выезжало в Артек для участия в программе Артековского кинофестиваля. «Задоринки» регулярно выезжают на конкурсы и фестивали, в этом году успешно выступили на самом крупном мировом форуме сценической хореографии — Берлинском «Tanzolimp», откуда привезли серебряный диплом. Клуб «Штучка» участвует в международных проектах  — работы мастериц печатаются в профессиональных журналах, экспонируются за границей. Ну а сосновоборцы  — всегда первые зрители. «Штучка» вместе с клубом традиционной куклы «Живуля» ежегодно выставляет новые проекты в здании администрации. Развиваются и другие коллективы. Творческие работники «Гармонии» — это люди, с которыми я работаю практически со дня моего вступления в должность. То есть вместе мы прожили целую жизнь.

— Известно, что рабочий день работника культуры обычно ненормирован. Как относится к такой работе семья?
— Собственно, нашу работу даже работой назвать сложно, потому что это служение. И  мне хотелось бы, чтобы у моих коллег хватало мудрости, здоровья и терпения не бросать это наше служение. Ведь у них есть чему поучиться молодежи, которая должна прийти нам на смену.
А наши семьи... спасибо за понимание тем, кто понимает. Мои дети и дети сотрудников выросли в стенах клуба ЛАЭС — пели, танцевали, занимались в театре... И очень благодарны своим мамам за это.

— Большие праздники порой оставляют незабываемые впечатления. Но мы редко задумываемся о тех, кто их готовит, придумывает главную идею и тысячи мелочей, пишет сценарий... Как это происходит?
— Я всегда обожала сам процесс подготовки к мероприятиям. Это такое творческое взаимопонимание, когда каждый бросает свою идею. Эти идеи обрастают сюжетными ходами, подробностями. И ты смеешься и веселишься, и создаешь такой огромный пестрый ком — основу. А  потом, как скульптор, начинаешь отсекать куски, чтобы осталось нечто стройное и красивое. Жаль, сейчас у меня физически не хватает времени участвовать в этих процессах  — слишком много надо решать вопросов совсем не творческих. Во времена клуба ЛАЭС мы не раз проводили большие праздники. К примеру, открытие и закрытие Спартакиады всех атомных станций мира. Сами писали сценарий, и Надежда Выборнова, наш худрук, выступала в роли режиссёра и ведущей. А  еще были Дни энергетика, конкурсы самодеятельности среди цехов станций, из которых впоследствии вырос театр «Критическая Масса». Сейчас у нас тоже есть свои «брэнды» — «Поющее древо», «Танцевальный островок», «Кукольный пирог»...

— Вы с такой теплотой говорите о своих родителях...
— Папе — Рафаилу Васильевичу Скачкову — уже почти 90 лет, они с мамой до сих пор живут в поселке Кулой, откуда я приехала. Папа в молодости подделал документы, чтобы попасть на фронт, и попал — на Ленинградский. А после войны закончил школу машинистов. Он говорит, что это романтично  — водить поезда.
Мама — Валентина Васильевна — педагог по образованию. Работала после вой­ны в детском доме, в Кировской области, потом приехала в Кулой, работала в детском саду. Она научила меня изначально видеть в людях только хорошее.
Родители заложили во мне основы на всю жизнь: порядочность, привычку к чтению, любопытство к миру и убежденность в том, что людям нужно помогать.

— Традиционный вопрос творческому человеку: каковы творческие планы?
— Приятно слышать, что меня по-прежнему считают человеком творческим... Мне бы очень хотелось адаптировать для театра, для сцены некоторые литературные тексты. Хотелось бы устроить вечер поэзии и читать, читать, читать со сцены любимую Цветаеву, или Пастернака, или Самойлова... Но, к сожалению, сейчас наиболее насущный вопрос для меня, как для руководителя  — учиться жить в рамках 44 федерального закона.

— Зато у Вас, как у директора, есть два «крыла», которые всегда поддержат, помогут: Надежда Выборнова и Ольга Соловьева.
— Когда я пришла в Клуб ЛАЭС, Ольга Петровна там уже работала. А через год появилась и Надежда Сергеевна. Сейчас Надежда — заместитель по творческим вопросам, а Ольга  — заместитель по кадрам и административно-хозяйственным вопросам. И мы настолько разные люди, что нам до сих пор друг с другом интересно. Мы и уравновешиваем друг друга, и подхлестываем в работе. Надина энергия, ее волевая целеустремленность и знание конечной цели  — все это мне помогает. На Олю во всем можно положиться. Она не просто ответственная, но и по-человечески большая умница. Эти люди и есть мой «ближний круг».

— Что Вас печалит в нынешней жизни и что вдохновляет?
— Печальное в нынешней ситуации то, что культура уверенно перешла в разряд сферы услуг. Мы для себя делаем вид, что сфера услуг — это просто название, а сущность у нас осталась прежняя. На самом деле и сущность меняется. Мы забываем в своей суете и стремлении заработать, что культура и искусство — не поток, не конвейер. По-настоящему творить удается в обстановке неспешной, раздумчивой, иногда — почти семейной. Потому что одно дело — когда человеку приходится «развлекаться» за плату, а другое, когда он приходит в учреждение культуры, чтобы реализовать свой творческий потенциал.
А вдохновляют меня люди. Вдохновляют мои сын и дочь, мои внучки и годовалый внук. Одна из сотрудниц написала в поздравительной открытке: «Спасибо за то, что для меня Вы были не просто руководителем, но и человеком, который помог мне в моем творческом становлении». И  это дорогого стоит. Это тоже вдохновляет.
А еще я все время для себя повторяю услышанную где-то фразу: деревья должны дорасти до определенной высоты, чтобы стать Лесом, мысли должны дорасти до определенной высоты, чтобы стать Словом. И сама добавляю: человек должен дорасти до определенной высоты, чтобы иметь право называться Руководителем. И я благодарна всем, кто в этой жизни помог мне получить такое право.

Подготовила Нина Князева

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда