Повернувшись к морю лицом

Сосновый Бор принял один из этапов парусной гонки «Кубок 5 портов». Регата объединила Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Кронштадт, Сосновый Бор и Приморск в один маршрут, общая протяженность которого составляет более 350 миль.

 

Вечером 7 августа к городскому пирсу, преодолевая штормовое волнение и шквалистый ветер, одна за другой пришвартовывались яхты участников одной из самых масштабных парусных гонок Северной столицы. Зрелище завораживающее и захватывающее. Главное чувство – спортивный азарт, замешанный на морской романтике. В этот вечер Сосновый Бор стал настоящим приморским городом, где мачты рвутся в небо, волны бьются о причал и борты изящных судов, а на берегу прогуливаются зрители. По словам организаторов регаты, главная ее цель – популяризация парусного спорта. Может быть, и у сосновоборского яхт-клуба откроется второе дыхание?

 

У БАЛТИКИ СЕДОЙ…

 

«Блюз», «Шанс», «Ингрия», «Сескар», «Азард», «Коршун», «Лира», «Фрам», «Кадет»… Эти звонкие имена — названия яхт, «живших» когда-то и «живущих» сегодня у берегов Соснового Бора. История яхтенного спорта в Сосновом Бору берет начало, как и положено, в обучении морским премудростям: в 70-е годы прошлого века яхтенное дело стало одним из направлений программ подготовки слушателей Учебного центра ВМФ, базирующегося в нашем городе.

 

— Чтобы молодым морякам было куда энергию девать, центр приобрел 8 яхт у 55-го Ленинградского военно-морского клуба, — вспоминает Михаил Иванович Литвинов, председатель общественной организации Некоммерческое партнерство «Сосновоборский яхт-клуб», работник реакторного цеха ЛАЭС и капитан яхты «Азард». — Корпуса были в полуаварийном состоянии, но энтузиасты довольно быстро смогли привести их в порядок. На базе этих маломерных судов в 1973 году Учебный центр и Научно-исследовательский институт, который всегда имел с подводниками тесную связь, создали первый яхт-клуб.

 

Со временем, к 1978—1980 году, яхты появились на Ленинградской АЭС и в самом НИТИ, а также практически во всех организациях города: Государственном оптическом институте (ныне НИИКИ ОЭП), МСУ-90, ВНИПИЭТе. Свои яхты купили машиностроительный завод и организация «Ленэнергоремонт», прикомандированная к ЛАЭС.

 

— Приличный был флот, даже катамараны имелись, — рассказывает другой заядлый яхтсмен, Сергей Леонидович Лобанов, капитан яхты «Шанс», бывший инженер конструкторско-технологического отдела ЛАЭС, а ныне сотрудник АО «Спецхиммонтаж». — В советское время частных яхт, конечно, не было. По всей стране их покупали предприятия и организации. По распределению Совета экономической взаимопомощи яхты в основном производились в Польше. Но и в Ленинграде была экспериментальная верфь спортивного судостроения.

 

— Первую большую яхту — «Ингрию» — Ленинградская атомная станция приобрела в 1976 году, — подхватывает рассказ товарищей Виталий Владимирович Шкаробуров, ныне

пенсионер, а в недавнем прошлом работник цеха ТАИ ЛАЭС, капитан этого судна. — В те времена не было особого разделения по принадлежности к предприятиям, все «варились в одной теме». Стоянка для яхт была общая. А чтобы обеспечить яхтам удобный выход в море, первой базой стал «всасывающий» канал первой очереди ЛАЭС.

 

Так и стала формироваться береговая база яхт-клуба с инфраструктурой. Здесь собирался коллектив единомышленников, шили и ремонтировали паруса, зимой чинили яхты, а летом отсюда по водной глади Финского залива уходили за горизонт, утоляя жажду до романтики.

 

Валентина Максимовна Икомашкина, член яхт-клуба с 1976 года, вспоминает:

— В первый раз меня пригласили просто помочь подлатать паруса. Ну, пришла, отремонтировала полотно. Ребята решили меня отблагодарить и предложили прокатить на яхте. А я даже зайти на нее боялась! Но со временем, море настолько увлекло, что теперь и представить себя без наших яхт не могу. Я в клубе и швея, и кок, и матрос, — улыбается она.

 

В период своего максимального развития — в 80-е годы — яхт-клуб насчитывал около трех десятков судов и более 50 человек, влюбленных в море.

- Сосновоборский яхт-клуб славился. Мы ведь не только «собирались по интересам», но и участвовали в регатах на большие дистанции, — пересматривая фотографии, рассказывает еще один участник разговора Алексей Витальевич Илюхин, капитан яхты «Блюз», сотрудник цеха ТАИ ЛАЭС. — Вот, например, дистанция регаты Кубка Балтийского моря охватывала несколько республик бывшего Советского Союза — от Ленинграда вдоль берегов Эстонии, Латвии, Литвы до Калининграда. Мы старались не пропускать такие престижные соревнования и даже занимали места на пьедестале почета!

 

БЕЛЕЕТ МОЙ ПАРУС ТАКОЙ ОДИНОКИЙ…

 

Увлечение техническими видами спорта в те годы в Сосновом Бору было на высоте: картинг, стрельба, биатлон, велоспорт… Взрослые с удовольствием занимались любимым делом с детьми, подавая им пример своими достижениями. Вот и в яхт-клубе были свои чемпионы. В Сосновом Бору живет бывший член сборной СССР по виндсерфингу, мастер спорта Александр Изосимович Романов. После завершения своей большой спортивной карьеры он работал на Ленинградской АЭС и организовал при Северном управлении строительства детскую секцию виндсерфинга. В устье реки Коваши он при поддержке ЛАЭС и СУС построил небольшую базу, где и занимался со школьниками. Воспитанники Александра Изосимовича выступали и были призерами различных соревнований вплоть до всесоюзных! А парусной секцией в те годы руководил Вячеслав Сальков.

 

— Вообще, поддержка руководителей предприятий была во всем, — отмечают капитаны яхт. — Анатолий Павлович Еперин, директор ЛАЭС, всегда принимал активное участие в жизни клуба. Почетными председателями парусной секции были главный инженер ЛАЭС Михаил Пантелеевич Уманец и начальник турбинного цеха Юрий Афанасьевич Здор. В критические перестроечные годы большую помощь оказывали заместитель директора по кадрам Николай Алексеевич Кириллов и заместитель директора по общим вопросам Михаил Павлович Карраск.

 

А поддержка в лихие 90-е была ой как нужна. И дело даже не в том, что от яхт, как от непрофильных активов, предприятия были вынуждены избавляться. Самым «болезненным» оказалась потеря места базирования на берегу моря — для соблюдения требований физической безопасности атомной станции яхты пришлось перевезти в устье

реки Коваши в черту города. Тут, на территории, изначально принадлежащей ЛАЭС, обустроили какую-никакую базу с небольшим зданием. В 1990 году ЛАЭС оформила на участок кадастровый паспорт. Со временем под нужды развивающейся атомной станции был реконструирован и значительно расширен городской пирс, расположенный поблизости. Здесь последние 20 лет и «обитал» яхт-клуб ЛАЭС и сосновоборские яхтмены.

 

— В конце 90-х нам поступило предложение выкупить яхты. Долгое время мы сознательно этого не делали, чтобы сохранить клуб и саму территорию именно с таким назначением для станции и города, — говорит Алексей Илюхин. — Мы сами содержали яхты и даже платили за аренду места стоянки, но и ЛАЭС тоже тратила средства — на охрану участка, на электроснабжение. Такая помощь была существенной.

 

И все же, первую яхту у ЛАЭС в 2002 году выкупил Виталий Шкаробуров. Его примеру последовали и другие. Так вчерашние любители-романтики стали судовладельцами. Со временем создали некоммерческое партнерство, которое объединяет шесть капитанов, шесть штандартов.

 

— К сожалению, сегодня в Сосновом Бору осталось всего несколько яхт из того многообразия, какое было в советское время. Что стало с остальными, мы даже и не знаем. Но любителей яхтенного спорта в городе много — они проходят обучение, получают необходимые лицензии, и во время отпусков арендуют яхты за границей, — говорят мореходы.

 

Быть или не быть яхтенному спорту в Сосновом Бору, вопрос, наверное, риторический. С одной стороны, можно говорить, что если уж «вписался» в дорогостоящее увлечение, то и рассчитывай на свои силы и средства. Но можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны. Во время путешествий по далеким и не очень заграницам замечаешь, насколько жилая среда обустроена под разнообразные интересы людей: пешеходные зоны, площади с ресторанчиками, кафе и торговыми лавками, парки и набережные с причалами.

 

Все это создает неповторимый образ места, где любая «поверхность» используется по-максимуму, вовлекает горожан и туристов в общественную жизнь. И муниципалитет, и частный бизнес видят в таком подходе взаимную выгоду. Власть обозначает свои планы и намерения на длительный период времени, создает привлекательные условия для инвесторов, а предприниматели, понимая свои интересы и гарантии, готовы вкладываться в развитие инфраструктуры — будь то многоуровневые парковки, СПА-комплексы или набережные с причалами, где любой владелец судна может пришвартовать свой водный транспорт за умеренную плату.

 

В последнее время тема развития прибрежных территорий вновь на слуху, будем надеяться, что появятся реальные планы. Ну а сосновоборцы не подкачают. Ведь смог же город в этом году второй раз достойно встретить престижную регату «Пяти портов», в которой приняли участие около 20 судов. В этой регате ярко прозвучал Сосновый Бор — Яхта «Ингрия» наших земляков на первом этапе пришла в первой десятке. А в прошлом году экипаж Сергея Лобанова по сумме всех этапов завоевал кубок за первое место! И, может быть, в скором будущем в Сосновом Бору вновь откроются секции для юных яхтсменов.

 

Валерия Никитина

Последние новости Ленинградской области по теме:
Повернувшись к морю лицом

Повернувшись к морю лицом - Сосновый Бор
Сосновый Бор принял один из этапов парусной гонки «Кубок 5 портов». Регата объединила Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Кронштадт, Сосновый Бор и Приморск в один маршрут, общая протяженность которого составляет более 350 миль.
12:17 08.08.2017 Администрация г. Сосновый бор
- Сосновый Бор
Парусная регата «Кубок 5 портов» проходит сегодня, 7 августа 2017 года, через Сосновый Бор.
13:25 07.08.2017 Газета Маяк
- Ломоносов
Ломоносов принял регату «Кубок 5-ти портов». В акватории прошёл второй этап состязаний - гонка по выставляемой дистанции.
09:45 07.08.2017 Администрация г. Ломоносов
 
По теме
 
На Ленинградской атомной станции (ЛАЭС) побывало рекордное количество послов мировой атомной энергетики.
17.07.2017
Общественная палата города Сосновый Бор решила ходатайствовать перед администрацией об изыскании 667 тысяч рублей на переиздание пяти книг «Краснознаменный Балтийский Флот» известного сосновоборцам писателя-мариниста,
20.07.2018
 
Гатчина, июль, цветы - Гатчинская правда   Нынешнее лето радует гатчинцев не только хорошей погодой, но и буйством красок на клумбах – не только на собственных дачах, но и на улицах города.
20.07.2018
 
«Стимул» для новостроек Бугров и Мурино - Всеволожский район Выбраны подрядчики для строительства социальных объектов в рамках федеральной программы «Стимулирование жилищного строительства» («Стимул»).
19.07.2018
Гатчина, июль, цветы - Гатчинская правда   Нынешнее лето радует гатчинцев не только хорошей погодой, но и буйством красок на клумбах – не только на собственных дачах, но и на улицах города.
20.07.2018 Гатчинская правда
  Традиционно в весенне-летний период в Гатчине начинается реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов, точнее практической ее части.
19.07.2018 Гатчинская правда
В Гатчине стартовал традиционный городской конкурс «Сиреневая Гатчина». Отдел по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка администрации Гатчинского района принимает заявки от жителей и организаций Гатчины,
19.07.2018 Гатчинская правда
Человеческие останки в одежде нашли у железной дороги в Лужском районе Ленобласти, а в Тихвинском районе скелет обнаружили в лесу, рассказали 47news в правоохранительных органах.
20.07.2018 47 новостей
В садоводстве «Прометей» Гатчинского района нашли взрывчатку. Владелец – фигурант уголовного дела.
20.07.2018 Гатчинская правда
МУЖЧИНА СХВАТИЛ «БЕЛОЧКУ» И ОТРЕЗАЛ УХО 54-летний Житель Гатчинского района предстанет перед судом по обвинению в убийстве своего знакомого.
20.07.2018 Газета Вести
Царская семья глазами Карла Буллы - Гатчинская правда           Уникальная выставка «Семья Николая II в объективе Карла Буллы» открылась 11 июля в духовно-просветительском центре им.
20.07.2018 Гатчинская правда
Ректор петербургской консерватории почувствовал в Тихвине ауру гения   Отличным подарком ценителям высокого искусства классической музыки стало выступление в Тихвине в конце июня Международного молодежного симфонич
19.07.2018 Тихвинская неделя
Чемпион России по пахоте получил главный приз - Администрация ЛенОбласти В Ленинградской области состоялась торжественная передача главного приза Седьмого чемпионата России по пахоте механизатору племзавода «Приневское» Александру Дерюгину.
19.07.2018 Администрация ЛенОбласти
Сосновцы взяли винтовки - ЛенОблИнформ 14 июля, в рамках 4-й Православной спартакиады Выборгской епархии, в поселке Петровское прошли соревнования по летнему биатлону среди детей и взрослых.
20.07.2018 ЛенОблИнформ
            Команда «Гамбит» Гатчинской клинической межрайонной больницы вернулась с очередного турслёта медработников Ленинградской области с шестью кубками.
17.07.2018 Гатчинская правда
  На территории музея-усадьбы «Рождествено» прошел II районный фестиваль народных игр «Игропикник».
18.07.2018 Гатчинская правда
Лось, просто Лосилий! - Гатчинская правда       Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко встретился с организаторами проекта «Открывая Ленобласть».
20.07.2018 Гатчинская правда
JPG Файл - МВД Выборгского района УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области Служим России, служим закону!
20.07.2018 МВД Выборгского района
Горячую воду, пропавшую из-за ремонта улицы Герцена в Вологде, вернут В Вологде с 1 августа вернется горячая вода в жилые дома и социальные объекты, которые попали под отключение из-за ремонта на теплосетях на улице Герцена.
20.07.2018 СеверИнформ
В Ленинградской области этим летом будет обновлено 28 участков региональных дорог.
19.07.2018 Администрация ЛенОбласти