Жизнь- в песнях

В минувшее воскресенье в большом зале Дворца культуры «Строитель» был аншлаг – явление по нынешним временам не столь уж частое. Интерес сосновоборцев к происходившему в этот день в ДК был абсолютно оправдан: здесь ужев шестнадцатый разпроходил традиционный фольклорный праздник «Поющее древо».

Как и всегда, праздник организовали Центр развития личности «Гармония», фольклорный ансамбль «Хмель» и его руководитель Любовь Муратова.

Ни одно «Поющее древо» не похоже на другое, в каждом фестивале – своя изюминка. Нынешний был посвящен, как и многие культурные события последних недель, Великой Отечественной войне. Участвовали в нем почти исключительно сосновоборские коллективы. Так уж получилось, что в нынешнем концертном сезоне было два «Поющих древа», но тут ничего не поделаешь, слишком важным событиям они были посвящены – 100-летию Первой мировой войны и 70-летию Великой Отечественной.

Была еще одна особенность. Буквально перед концертом один из солистов, на котором держалась существенная часть программы, свалился с высокой температурой и выступать не смог. «Хмелю» пришлось переделывать программу буквально на ходу, но, если бы Любовь Муратова сама об этом не сказала – публика бы ничего не заметила.Потенциал у участников концерта действительно огромный, так что непредвиденные ситуации вряд ли способны выбить их из колеи.

Гостей встречал духовой оркестр МВД. Казалось бы, какое отношение имеет духовая музыка к фольклору? На самом деле – самое непосредственное.Марши и вальсы давно воспринимаются как нечто свое, как неотъемлемая часть городской культурной традиции.

Вообще – что такое народная песня или народная музыка? Это то, что поет и играет народ. Что же он поет? Точнее, что именно он пел в годы Великой Отечественной войны? Если покопаться в материалах (а участники «Хмеля» делают это перед подготовкой любой программы), то выяснится, что пели, конечно, те песни, которые писали профессиональные поэты и композиторы, которые звучали по радио и в кино, но пели и многое другое.

Например, было немало перетекстовок на известные мелодии. Писали и сами. И далеко не все тогдашние песни можно сейчас петь со сцены – запросто можно получить штраф за хулиганство. Это огромный культурный пласт, по большей части малоисследованный. В общем, участники концерта попытались представитьпесенное военное направление с разных сторон – ну разве что по вполне понятным причинам оставили за рамками программы то, что было написано ненормативной лексикой. От «Священной войны» до «гоп со смыком» с подлинным текстом военного времени.

Русская военная песенная традиция началась много веков назад. Она очень многогранна, это ведь и церковные песнопения, и солдатские песни, и то, что пели деревенские жительницы и горожанки, ожидая солдат с войны. Великая Отечественная в этом смысле – вовсе не исключение. Ну разве что духовные песнопения, посвященные памяти погибших защитников Отечества, в советское время были не очень в ходу. Но это не значит, что их не было вовсе. И «Отче наш», и «Аве Мария» заставляют слушателей задуматься о тех, кто не пришел с войны и о том, что жизнь непрерывна. Такие уж это произведения, объединяющие в себе память и надежду. С духовных песен концерт и начался – в исполнении представителей всех коллективов.

Обширную программу подготовили сам «Хмель» и хор «Мужской разговор». Песни звучали разные – народные, бардовские, те, что когда-то относились к эстраде, а потом постепенно превратились в классику, поскольку время их проверило и подтвердило ценность. К слову, много раз слышала песню на стихи Норы Яворской «Пелагея» — но, кажется, лучше Любови Муратовой ее не спел никто. Были и интересные выступления, как говорится, на границе жанров. Песня Леонида Сергеева «Колоколенка», которую обычно поет солист под гитару, в исполнении хора «Мужской разговор» зазвучала совершенно по-новому.

Как и всегда, перед тем, как включить в программу, организаторы выясняли историю каждой песни. И многое рассказали в этот вечер слушателям. Например, действительно ли Лидия Русланова пела «Валенки» на руинах рейхстага? Оказывается, она эту песню пела, правда, в другой день. Однако, песня эта все равно стала одним из символов Победы, поэтому и место в концерте для нее нашлось.

Кто из слушателей не знает «Катюшу»? Да все ее как минимум слышали. А вот у участницы ансамбля «Пеэни Полку» Лилии Петровичевой есть семейная легенда про эту песню. И прозвучала «Катюша» на «Поющем древе» на финском языке. Потому что так ее пел дед-фронтовик. Ведь и победить-то в той войне смогли главным образом потому, что все сражались вместе.

Духовой оркестр МВД завершал программу. Точнее, исполнил несколько произведений, а заканчивали концерт уже все вместе.

Много раз была на «Поющем древе», но такого, чтобы три последних песни зал слушал стоя, не припомню. И ведь никто никакого сигнала не давал, просто люди посчитали, что эти песни надо слушать именно так. Да, это великие произведения. Но таким вот образом публика признала и то, что исполнение было достойно песен. И, кажется, впервые за много лет зрители, проводив овациями последнего участника концерта, только после этого отправились в гардероб.

Никакого официоза в этот день не было. Участников поздравили глава сосновоборской администрации Владимир Садовскийи директор «Гармонии» Марина Тарасова. Главным героем вечера была Песня – та самая песня, которую пели на фронтах и в госпиталях, на заводах и в школах. Та часть нашей культурной традиции, которая остается после всех великих событий.

Ирина ПОЛЯКОВА

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда